Вкратце о каждом. Перейдем от уже классических профессий в digital-дизайне до тех, которые только зарождаются, но уже нуждаются в специалистах.
Графический дизайнер — одна из самых востребованных профессий в этой сфере. Он работает с цифровой графикой и печатной продукцией, создает макеты, логотипы и иконки, разрабатывает шрифты, знает, где расположить слоган на рекламном постере, какого он должен быть цвета и размера, разбирается в цветовой гамме и сочетании цветов, хорошо знает историю искусства в целом, и дизайна в частности. Насмотренность (то есть доскональное знание того, что происходит в мире графического дизайна здесь и сейчас) — важнейшая компетенция для спеца.
Цифровой художник (Digital Illustrator). Он обладает компетенциями графического дизайнера. Правда, сама его работа немного отличается: он рисует не иконки, логотипы и другие функциональные вещи, а отрисовывает персонажей в комиксах и графических романах, создает коллажи и digital-арт. Поэтому иллюстратор должен быть подкован в знании основы рисунка, анатомии человека и животных, а еще по возможности разбираться в режиссуре и сценарном мастерстве. Здесь же можно выделить совсем новое и очень интересное направление
"Дизайн интерактивных медиа".
Специалист по 3D-графике — в этой специальности много ответвлений. Над трехмерной графикой работают и 3D-моделлер, и художник по текстурам, и шейдинг-артист... В идеале специалист должен уметь создавать как модели, так и текстуры, тени. Навыки классического рисования будут не лишними. Однако для того чтобы их получить, необязательно учиться 4 года в вузе. Достаточно
краткосрочных курсов. А вот постоянная практика и прокачка своих скиллов в программах для создания 3D-графики обязательна. В России в государственных вузах этому не научат. Коммерческие программы и курсы (есть и онлайн, и оффлайн), которые длятся в среднем один год, постоянное самостоятельное развитие плюс рабочая практика на реальных задачах в кино или креативных агентствах — путь большинства 3D-спецов в нашей стране.
Motion-дизайнер. Кино, рекламные ролики, клипы, анимационные видео — их производство не обходится без моушн-дизайнера. Именно он способен оживить картинку и придать ей интерактивность, привлекая и удерживая внимание зрителя. Здесь не обойтись без знания профессиональных программ: пакета Adobe, инструментов покадровой анимации. Ситуация с образованием примерно такая же, как и у 3D-шников. Хотя программ в государственных вузах больше, однако практически нет смысла тратить на них от 4 лет жизни с точки зрения профессии. Годовые курсы откроют вам дорогу в индустрию значительно быстрей.
Гейм-дизайнер. Над разработкой игры трудится целая команда спецов: игровые программисты, художники, аниматоры, сценаристы, звукорежиссеры и саунд-дизайнеры, тестировщики... А возглавляет команду гейм-дизайнер. Он, как режиссер в театре или кино, видит полную концепцию геймплея и координирует работу остальных участников разработки. Он знает правила и законы, по которым будет жить игровая вселенная. Он хорошо разбирается в психологии игроков и предугадывает желания аудитории, чтобы создать интересную и затягивающую игру.
Веб-дизайнер как никто другой должен разбираться в смежных с дизайном областях. Помимо навыков работы с графикой, специалист обладает базовыми навыками верстки и frontend-разработки, аналитики, написания текстов. Также важный скилл — умение поставить себя на место пользователя для того, чтобы сделать сайт user-friendly.
UX-дизайнер. Его работа не про красивую картинку, а про удобство для пользователей. UX =
User eXperience. UX-дизайнер на страже нашего комфорта —
изучает потребности пользователей (в его поле зрения попадает все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни), анализирует полученные данные и уже на их основе строит схемы работы интерфейса. То есть по сути он даже не дизайнер, а проектировщик. Тестирует прототипы и пишет ТЗ для программистов. UI-дизайнер (от английского User Interface) воплощает прототипы UX-дизайнера: начиная от общего фона страницы, заканчивая расположением иконок, слайдеров и логотипов на странице. Казалось бы, мелочи, но при серфинге страниц в Интернете или во время использования приложения при неграмотном UX / UI они могут раздражать своей нелогичностью или, наоборот, радовать удобством использования.
Зачастую грань между последними двумя специализациями так тонка, что соискатель в резюме называет себя
UX/UI дизайнер.
А ещё?
Саунд-дизайнер — нет, это не звукорежиссер, хотя и немного похож. Если графический дизайнер помогает вызывать эмоции, воздействуя на зрительные каналы человека, то саунд-дизайнер делает то же самое с нашим слухом. Например, он может записать определенный звук и разложить его на слои. А ещё такие специалисты занимаются звуковым брендированием. Помните пятизвучную мелодию из рекламы Coca Cola? Этот звукоряд у множества людей мгновенно вызывает ассоциацию: Новый год, Санта Клаус и, конечно, бутылка колы.
Продуктовый дизайнер — относительно новая на рынке профессия. Его цель — успешно вывести продукт на рынок (чаще всего речь идет о цифровом продукте). По сути это человек-оркестр: он работает над проектом с этапа генерации идеи до его выхода на рынок. Он обладает недюжинными организаторскими способностями, умеет курировать команду, сам при этом сочетая в себе качества тестировщика, художника, исследователя, менеджера, маркетолога и программиста.
Дизайнер дополненной реальности, дизайнер виртуальных миров — нельзя не упомянуть парочку профессий будущего. С развитием виртуальной и дополненной реальности в отрасли требуются специалисты с компетенциями как дизайнеров, так и программистов одновременно.
А что же классические оффлайн-дизайнеры? Они также все больше становятся digital, используя в работе не только программы, но и технологии дополненной и виртуальной реальности. Например,
Дизайнер интерьера. Его задача — эргономично, уютно и функционально оформить офисное пространство, студию или квартиру в соответствии с требованиями заказчика. Он знает архитектурные стили и прекрасно ориентируется в них, умеет грамотно составить планировку помещения или здания и перенести это на чертеж (
AutoCAD и
ArchiCAD в помощь), хорошо знает цены на мебель и отделочные материалы, а также разбирается в строительных сметах.
Ландшафтный дизайнер должен обладать не только чувством вкуса: здесь потребуется сильная база в архитектуре, инженерных коммуникациях, растениеводстве и дендрологии. Все это необходимо для организации общественного пространства, озеленения садов, парков и приусадебных участков. Где-то нужно скрыть несовершенства земельного участка, где-то подчеркнуть естественную среду, но абсолютно везде важно помнить о гармоничном сосуществовании природного пространства, окружающих зданий и инфраструктуры.