virtus pro
Ярослав pashaBiceps Яжомбковски, Virtus.pro, CS:GO
СООБЩЕСТВО

ВИДИМЫЙ-НЕВИДИМЫЙ ФРОНТ VIRTUS.PRO

Некоторые до сих пор считают киберспорт чем-то вроде закрытого сообщества подростков-социопатов. Меж тем Россия одной из первых признала киберспорт на официальном уровне. Прогеймеры даже могут получить звание «Мастер спорта». Правда, нормы ГТО все равно придется сдать.

А Virtus.Pro - киберспортивная команда из мирового топ-10 (входит в состав холдинга ESforce и принадлежит mail.ru с января 2018). Список призовых - это то, что уже выиграли участники команды, - составляет $10 827 186 (на начало марта 2019).

На примере Virtus.pro разбираем, откуда столько денег, как устроено киберспортивное сообщество и кто может стать его частью. Не только игроки, вариантов много.
Материал подготовили
КТО ДЕЛАЕТ VIRTUS.PRO:

Virtus.pro - многомиллионный проект, который вырос из любви к компьютерным играм.

История началась в 2003 году с создания команды по Counter Strike 1.6. И она требует отдельного материала для нашей рубрики «Ролевая модель» - настолько интересна. Это история о том, как обычный московский школьник, а потом студент Бауманки Антон Черепенников нашел свое призвание в компьютерном клубе, бросал, потом возвращался к нему, мечтал о чемпионате в Москве еще в начале 2000х и продвигал киберспорт тогда, когда никто в него не верил. Страсть решает. Но вернемся к теме.

За 15 лет развития небольшая группа игроков превратилась в масштабную организацию с огромной фан-базой и командами в 4 дисциплинах (сейчас CS:GO, Dota2, Fortnite и Paladins).

В октябре 2015 компания USM Holdings Алишера Усманова вложила в проект $100 млн. После инвестиций Усманова начался дикий хайп - все резко захотели в киберспорт: спонсоры, СМИ, аналитики. Издания sports.ru и Чемпионат запустили целые разделы на эту тему. А Virtus.pro стала ведущей киберспортивной командой в РФ. Пришли крупные спонсоры: PepsiCo, MediaMarkt, Adrenaline Rush, позже Мегафон, в чьи цвета «перекрасили» традиционно оранжевый логотип Медведей.

Сегодня в Virtus.pro работают порядка 40 человек + специалисты, которых иногда приглашают для решения определенных вопросов. На первый взгляд, мало. Но многие орг. вопросы закрывает холдинг ESforce (финансы, безопасность, HR, юридическая экспертиза), позволяя Virtus.pro сосредоточиться на главном - победах в турнирах и привлечении большего количества фанатов.

Итак, кто конкретно тут работает и что делает:
ИГРОКИ

Геймеров-спортсменов называют прогеймеры (профессиональные геймеры). Это те люди, которые на чемпионатах и турнирах по киберспорту выполняют задачи сценария за деньги, работая в команде.

Возраст спортсменов Virtus.pro варьируется от 17 до 32 лет. Это не значит, что можно начать в любом возрасте и добиться успеха. Шансы есть у всех и все зависит от упорства (как в любом спорте), но большинство парней начинают свой путь в киберспорт еще в школе.

В среднем в 25-26 лет киберспортсмен должен окончить карьеру, так как к этому возрасту снижается скорость реакции по сравнению с конкурентами-школьниками. Но многие игроки Virtus.pro доказывают, что здоровый образ жизни и физическая активность помогают увеличить продолжительность успешной карьеры.

Кстати, стереотип о киберспортсмене как о чахлом задроте с плохой физ. подготовкой совершенно неверен.

Во-первых, успешный игрок - медийная персона, ролевая модель для многих молодых парней, фанатов и геймеров, мечтающих попасть в киберспорт. Он в принципе не может выглядеть плохо перед многомиллионной аудиторией.

Во-вторых, в киберспорте все решают миллисекунды. Если сидеть сутками за компьютером и питаться чипсами и колой, пострадает сердечно-сосудистая система, а значит голова будет соображать медленней, и реакция снизится. Так что без обычного спорта и прогулок продуктивность будет хуже, и спортсмены об этом знают. Должен быть баланс между жизнью и игрой.

У спортсмена выстроен график. Он просыпается не раньше 12 часов дня. Так поздно, потому что зачастую приходится играть с Северной Америкой. Зарядка, завтрак, 3-4 часа тренировка, потом обязательно отвлечься на спорт или прогулку, далее еще несколько часов игры, опять перерыв, и уже с полуночи и часов до трех-четырех – полноценные тренировочные или официальные матчи. И спать. По сути, это обычный рабочий день в офисе, просто смещенный по времени. Киберспортсмен так же сидит за компом, как любой менеджер, только в игре, а не в ворде.

Но есть и своя специфика.

1. Многочисленные командировки и обязательное знание английского языка (а лучше еще нескольких) на приличном уровне. Кругосветка по маршруту Москва — Барселона — Стокгольм — Макао — Лос-Анджелес — Москва обычная история. На первый взгляд, круто. На самом деле, вредит здоровью, сбиваются ритмы, кроме того, работу никто не отменяет, и времени выйти из комнаты отеля или специальной тренировочной просто нет.

2. Буткемп - целый дом, который снимает для команды Virtus.pro перед особо важными турнирами. Спортсмены здесь живут до соревнований (150-200 дней в году). Это тренировочный лагерь, где отрабатывают командные взаимодействия. Как уже было сказано, все решают миллисекунды, поэтому для игроков очень важно понимание на уровне полуслова.

3. Virtus.pro заключает с игроками полноценные контракты, по которым у игроков есть определённые специфические обязательства, например, определенное количество дней в году появляться на спонсорских мероприятиях. А также требования к публичному поведению: игрокам запрещено публиковать грубые фразы, ругаться матом, совершать оскорбительные и запретные действия (соц.сети проверяются, и не только у действующих игроков, но и у потенциальных).

4. Профессиональные болезни, например, туннельный синдром. Это когда болит рука, потому что нужно делать много однообразных движений мышкой. Эта болезнь может выбить из графика минимум на полгода. Бесспорно, страдает и позвоночник.

Еще одно уязвимое место игрока – глаза. В игре есть моменты, когда нельзя моргать по 2-3 минуты. А значит, нарушается работа слезной железы, и это довольно серьезно. Если переходит в хроническую форму, с киберспортом можно завязывать.

Однако не все так страшно - просто нужно хорошо понимать специфику этих болезней и постоянно совершать определенные действия для профилактики.

5. Моральная сторона дела. Проигрывать приходится достаточно, и это многим дается тяжело. Психологическое напряжение зашкаливает, особенно когда на кону большие суммы.


СКОЛЬКО ДЕНЕГ

Зарплата

Среднее значение — $10 000/мес. у игроков в Dota2 и CS:GO. У игроков других дисциплин ниже. Если взять средний заработок, то это примерно $7000-8000/мес. Четкая политика Virtus.pro - все игроки равны и получают одинаковые деньги внутри составов.

Призовые

За победы. И это основной источник заработка спортсменов. Призовые почти полностью идут игрокам, организация берет себе из них 10-20%.

А работает это так: например, призовой фонд в чемпионате The International 2018 по игре в Dota 2 — больше $25 млн. Деньги распределяются между призерами вплоть до 16-го места. Virtus.pro заняла 5-ое место, и призовые команды составили около $1,1 млн.

Стриминг

По контракту у игроков есть обязательства по стримингу: определённое количество часов в квартал. По факту у ребят часто не хватает на это времени из-за тренировок и соревнований. Но если спортсмен стримит в переходный период, на донаты организация лапу не накладывает, они — полностью заработок игрока. Суммы донатов очень разные и зависят от игрока. Любимая всеми история про ПашуБицепса из Virtus.pro и $30 тыс. за полчаса - не частая ситуация. Тем не менее это реально.

Персональные рекламные контракты

Алексей Solo Березин и Gilette, Роман Ramzes Кушнарев и Head&Shoulders, Ярослав PashaBiceps Яжомбковски и «Тинькофф Банк». Такое случается все чаще. Суммы не раскрываются, но известно, что если игрок подписывает индивидуальный спонсорский контракт, то доходы как-то распределяются между ним и командой.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Его зовут Роман Дворянкин, ему чуть больше 30, и он человек, который пришел в киберспорт из хоккейного «Спартака» и никогда не увлекался компьютерными играми до работы в Virtus.pro. Но и сейчас играть не начал - на это не хватает времени, ведь задач очень много.

1. Главное - ответственность за спортивный результат всех составов и победы. То есть необходимо делать так, чтоб спортсмены ни о чем не беспокоились, кроме победы, никаких бытовых неурядиц. Например, заранее позаботиться о том, чтобы игроки лучше акклиматизировались перед важным турниром в США, и отвезти их туда за несколько дней.

2. Основной источник дохода Virtus.pro - спонсорские проекты. Переговоры идут, в основном, с участием головного офиса холдинга ESforce, но генеральный менеджер команды курирует продажи. Часто бывает на корпоративных презентациях, рассказывает потенциальным партнерам, почему стать спонсором Virtus.pro - круто.

3. Киберспорт — молодая индустрия. Далеко не все зарегламентировано, не все правила разработаны. Поэтому много времени уходит на работу с WESA (Всемирной ассоциацией компьютерного спорта) и турнирными организациями.

4. Генеральный менеджер принимает финальные решения по селекции в дисциплины. Общается с аналитиками внутри игровых сообществ, договаривается с игроками и обеспечивает их связь с юридической стороной.

5. Не менее важное дело - база фанатов и последователей. Нужно увеличивать количество просмотров, ведь это хорошо монетизируется. Спонсоры приходят не просто так, а потому что есть аудитория, и она обширна. Для непосредственной работы есть медийный блок, но генеральный менеджер контролирует основную линию.
МЕДИЙНЫЙ БЛОК

В медийном блоке Virtus.pro 12 человек.

Они отвечают за соц.сети, сайт, дизайн, разбираются в теме и умеют понятно писать о киберспорте, позиционировать бренд Virtus.pro. Но в первую очередь, понимают, как найти подход к молодому поколению, упаковать нужную информацию в правильный контент и нарастить аудиторию.

Сотрудники медийного блока летают вместе со спортсменами на соревнования, полностью за счет компании. Если речь идет о двухнедельном турнире в Сиэтле, Virtus.pro, как правило, отправляет туда группу из двух человек, которая снимает контент для официального YouTube-канала команды и социальных сетей.
МЕНЕДЖЕРЫ СОСТАВА

У каждого состава есть свой тим-менеджер, который находится с ними постоянно, и все организационные вопросы на нем.

В его KPI не входят спортивные результаты команды. Основная задача - проконтролировать, чтоб у игроков было все необходимое, быстрые компьютеры, которые не ломаются, стабильный интернет.

Также его обязанности - взаимодействовать с организаторами турниров с точки зрения перелетов и гостиниц, экипировки + финансовая отчетность за любой оплаченный компанией шаг.

Корректные логотипы спонсоров и отсутствие мата на стримах - тоже зона ответственности тим-менеджера. А когда игроки в буткемпе, надо следить за их питанием, закупать продукты для повара - собственно, на таком менеджере среднего звена вся бытовуха вплоть до проблем типа «канализацию прорвало». Однако для многих это мелочи, ведь ты находишься в непосредственной близости от мировых звезд в атмосфере стремления к победе.
ВРАЧИ

Выше мы разобрали основные профессиональные болезни спортсменов. Конечно, врачи в киберспортивных командах помогают ребятам преодолевать такие проблемы и консультируют, как не довести их до хронической формы.

Но чаще проигрокам необходима психологическая помощь.

8-14 часов в сутки перед компьютером, сильный стресс на соревнованиях - все это не шутки. Кроме того, соревнования - это всегда командная работа, а большинство кибеспортсменов интроверты. Бывают сложности с коммуникацией внутри команды, бывают внутренние конфликты на эмоциях. Без помощи специалиста преодолеть подобные проблемы трудно. А действовать нужно быстро - на кону результат и KPI.

Представители Virtus.pro признают, что их игроки хоть раз обращались за помощью к психотерапевту или психологу.
ТРЕНЕРЫ

Сегодня не каждая команда может позволить себе отдельного тренера для каждой игры. Но специалисты считают, что по мере развития индустрии, команд-новичков будет становиться больше, конкуренция расти, а значит, уровень игры все будут стараться поднимать на более профессиональный уровень. Для такого подхода нужны тренеры. Все как в обычном спорте.

На данный момент тренерами являются либо бывшие игроки, либо стримеры со своим собственным взглядом на то, как следует повышать общий командный уровень.

В сентябре 2018 тренером Virtus.pro по Dota 2 стал Арсений ArsZeeqq Усов. Он начинал карьеру в киберспорте в 2013 году как профессиональный игрок. Через 4 года перешёл на роль тренера и до Virtus.pro успел поработать с командами Effect и Team Empire.

В интервью для сайта Virtus.pro на вопрос «Почему выбрали именно тебя?» он ответил: « Я обсуждал с парнями, они хотели, чтобы было как у китайцев из PSG.LGD. Тренер, который драфтит и отвечает за стратегические моменты. Чтобы избежать ситуаций, когда кто-то хочет двигаться одним путем, а кто-то – другим. И нужен был такой человек, как я, который мог бы всю информацию скомпоновать и сделать что-то общее».

По сути тренер даёт каждому игроку стабильную поддержку, налаживает коммуникацию внутри команды, помогает в преодолении неудач, анализирует ошибки вместе с ребятами. И это должно привести к улучшению результатов.

В этом тренеру могут помочь
АНАЛИТИКИ

Киберспорт создает огромные массивы данных. Анализируя их, команды пытаются улучшить результаты. Поэтому нужны эксперты, которые с помощью аналитических методов и машинного обучения могут найти выигрышные стратегии.

Аналитик может повлиять на то, как команда будет играть. Он должен прекрасно знать игру и быть способным разобрать по кусочкам сотни часов обучения, превратить их в понятные всем диаграммы и графики.

В Virtus.pro не все аналитики в штате. Часто их привлекают только для решения конкретной задачи.

Например, во время турниров аналитик может помочь комментаторам донести важную информацию до зрителей.
КОММЕНТАТОРЫ
Как и в профессиональном спорте, комментатор - медиум, посредник между игрой (действиями игроков) и аудиторией. То есть это человек, который расскажет зрителям, какой сценарий сегодня на турнире, какие задачи у команд и их противников, и будет пояснять, что происходит здесь и сейчас, почему именно так действуют игроки, и добавит щепотку эмоций в процесс.

Комментатор без сомнения должен очень хорошо разбираться в игре, а это дико сложно с учетом постоянных обновлений, - то есть, чтобы профессионально работать, держи руку на пульсе и не переставай изучать игру, которую комментируешь. А во время турнира умудрись держать в голове огромное количество деталей. Игра - очень динамичный процесс, и терять концентрацию и драйв нельзя много часов подряд, иначе зрителям станет скучно и непонятно, а количество просмотров снизится (это самый большой страх в индустрии).

Киберспортивными комментаторами и аналитиками становятся, в основном, профессиональные киберспортсмены, наигравшие огромное количество часов. Но в первую очередь, эти люди - невероятные фанаты спорта и киберспорта, как, например, один из самых популярных комментаторов Виталий V1lat Волочай (213 тыс. подписчиков в Twitter).

Комментаторы Virtus.pro работают в студии RuHub, которая тоже является частью холдинга ESforce. Зарплаты приличные, но и конкуренция большая из-за хайпа вокруг киберспорта в целом. Ищите собственный стиль, развивайте речь и личную харизму: комментатор - голос киберспорта, и он должен "звучать".
КТО ЕЩЕ

Отдел продаж

70% дохода — спонсорские контракты. В организации тоже есть люди, которые призваны продавать идею Virtus.pro корпоративным гигантам.

Повар в буткемпе

Перед важнейшими соревнованиями игроки полностью отдают себя тренировкам и стараются быть в лучшей физической форме. Еда должна этому способствовать, но никак не отвлекать. Поэтому в буткемпе есть повар, который разбирается в правильном питании для спортсменов. И это тоже вариант превратить любовь к играм и спорту в профессию ^^.
ГИД

Узнать больше


о VIRTUS.PRO

и о киберспорте.

Как проходят официальные киберспортивные соревнования - через федерацию киберспорта в РФ или ее международный аналог IESF, а также посетив что-то типа "Олимпийских игр" в мире киберспорта - WCG,

но проще смотреть стримы на Twitch или Youtube.


Попробовать


В первую очередь, много играть - популярные киберспортивные дисциплины Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, League of Legends.

Смотреть апдейты всех игр на Steam.

Найти свою команду

Поучиться онлайн MOREMMR

Побыть волонтером на ESL

И даже поступить в универ:

Кафедра компьютерного спорта в РГУФКСМиТ
Управление киберспортом в Вышке (профессиональная переподготовка)


Втянуться

Топ-сообщества в вк:

The Cybersport
LOL: Киберспорт
Киберспорт: CS:GO
Киберспорт Москвы

Оффлайн-тусы и турниры

Но, как водится, лучшие знания всегда практические. Предложений о работе много, и вот подтверждение -

открытые вакансии
: здесь и менеджеры, и пиарщики, и даже гейм-дизайнеры.

Мы собираем каждый гид вручную с мыслями об интересах тех людей, которые его прочитают. Да, мы выбираем самое полезное на наш взгляд, но не можем всего за один материал охватить огромный круг возможностей на эту тему. Но ты можешь. Прямо сейчас начни развиваться в том, к чему тебя тянет. Истории взлетов и падений, лайфхаки и новости других начинающих - на uptu.community. Еще больше актуальных возможностей - на uptu.work.
ЗАЦЕПИЛА ТЕМА? ПОМОГИ РАЗОБРАТЬСЯ ТЕМ, КОМУ ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО.
ЗНАЕШЬ ЧТО-ТО ЕЩЕ ЦЕННОЕ ПО ТЕМЕ? ПОДЕЛИСЬ СВОИМ ОПЫТОМ В UPTU.COMMUNITY И СТАНЬ ПОПУЛЯРНЫМ АВТОРОМ.
ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАЦЕПИТЬ
© 2019 UPTU.ONE
МЫ В СЕТЯХ